Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

Новая жизнь особняка Ханенко.

Недавно торжественно открылись для посетителей двери Киевского музея западного и восточного искусства - впервые после восьмилетнего перерыва. Внимание общественности вновь привлечено к одному из лучших киевских особняков и богатейшего художественного собрания размещенного в нем.
Дом, расположенный на улице Терещенковской, 15, когда-то принадлежал супругам украинских сахаропромышленников, меценатов и коллекционеров - Богдану Ивановичу и Варваре Николовне Ханенко. Оставим для другого рассказа историю возникновения на базе коллекции Ханенко Киевского музея западного и восточного искусства и остановимся на теме реставрации этого особняка.
Физическое состояние здания уже в начале 1980-х годов требовало серьезного внимания, но его не было - частичные ремонты, больше косметического плана, не способны были задержать процесс разрушения дома. Его состояние становилось все более угрожающим: стены были расколоты на всю высоту трех этажей, деревянные балки перекрытий подгнившие (а на них закреплен резной и рисованный декор), крыша протекала, и дождевые и талые воды попадали на декорированные потолки парадных помещений.
Реставрационные работы обычно начинаются с труда на объекте специалистов - архитекторов и конструкторов, которые тщательно исследуют сооружение. Первые выясняют, какие изменения и потери произошли за время его существования, вторые - в каком физическом состоянии здание и его части. Одновременно искусствоведы ищут в архивах и литературе все возможные сведения, а если повезет, то и проект здания.
Но не аварийность стала причиной появления архитекторов-реставраторов в доме Музея западного и восточного искусства. Пожарная охрана обследовала его и в «выводах» требовала, между прочим, заменить все деревянные лестничные марши на несгораемые (т.е. читайте, железобетонные). По такому случаю автор этих строк и появилась летом 1982 года в музее. И тогда выяснилось, что в то время здание музея не было принято на учет как памятник архитектуры, охраняемый государством, и поэтому не имело защиты законом. Так началось оформление ряда документов, необходимых для постановки на учет, а когда это произошло, надо было получить от пожарных разрешение на замену их требований менее строгими. А уже после этого началось выяснение причин разрушения и выполнение первоочередных противоаварийных мероприятий.
Тогда же начались поиски в архивах и библиотеках сведений о строительстве, первоначальное архитектурное решение и отделка интерьеров и т.д.. В самом доме проводились исследования всех конструкций, следов первоначального планирования, выявления спрятанных под позднейшими наслоениями первоначальных цветов стен, потолков и поиск остатков других элементов отделки. И, напомним, все эти исследования продолжались в действующем музее, среди бесценных экспонатов, без прекращения доступа посетителей, что предельно усложняло процесс самих исследований. Но только по их результатам и после тщательного обмера дома и всего декора, который сохранился, началась разработка проекта реставрации. На все это ушло около восьми лет (частично и из-за нехватки финансирования), до закрытия в 1990 году музея на реставрацию.
В начале реставрационных работ были окончательно заделаны трещины в стенах - они были склеены специальными растворами методом нагнетания под давлением вглубь стен. Надзор за целостностью стен в течение следующих шести лет подтвердил верность принятого решения.
На доме была полностью заменена крыша и световые фонари, после этого замаркировали и сняли щиты паркетных полов, и началась тяжелая и кропотливая работа по заведению металлических балок перекрытий для передачи на них нагрузки, уже непосильной для старых деревянных балок. Сложность заведения усилительных конструкций обусловлена необходимостью не повредить уникальный декор. Эта тяжелая работа была выполнена вручную, без применения привычной строительной техники. Паркетные щиты, достаточно изуродованные за время их жизни, были тщательно проверены, укреплены, дополнены упущенным. Для этого использовали паркетные клепки от разборки в старых домах, чтобы древесина была почти того же возраста и качества. Впоследствии все щиты вернулись на свои места, то есть во всех парадных помещениях сохранен аутентичный пол. В вестибюле временный линолеумный пол заменен гранитным, реставрированы резные украшения зеркала и камина, живописное полотно в композиции камина, очищены и «обновлены» все деревянные панели.
Исходя из потребностей музея, слева от вестибюля пришлось оборудовать гардероб, кассу и бюро заказов экскурсий. Здесь сохранилось зеркало кафельной печки, которое включено в композицию интерьера. Интересно выглядит груба из старинных расписных изразцов, которые сохранились в фондах, - возвращена реставраторами в интерьер бывшего кабинета хозяина. По выявленным первоначальным образцам восстановлено цветовое решение пространства парадной лестницы и центрального зала, на лестнице добавлено роспись потолка и возвращены из фондов на свои места торшеры площадки второго этажа. В центральном зале на кронштейнах балконов вновь появились белые шары электроосвещения, которые было исчезли в свое время. Приборы освещения, которые сохранились, были отреставрированы с восстановлением утраченных деталей, другие спроектированы и изготовлены по фотографиям времен хозяев особняка. По образцам сделаны недостающие серебряные цветочки-фонарики в «Золотом кабинете» - по специально разработанной технологии, полученной после многочисленных экспериментов. Вообще же, устаревшее люминесцентное освещение полностью заменено на современное, специально музейного назначения, которое хотя и не связано с архитектурой, однако зрительно не мешает целостности восприятия интерьеров.
Для помещений, где на стенах сохранились старые ткани которые, впрочем, уже не способны были, как прежде, служить украшением интерьера, изготовлены копии, а там, где уже никаких образцов не было, ткани изготавливали, опираясь на их вид на старых фотографиях. Благодаря этому очень эффектно стал снова выглядеть интерьер «Красной гостиной», где живопись В.Котарбинского получила логическое совершенство - как прежде.
Большой объем работ по реставрации деревянного декора потолка, панелей и шкафов выполнен в соседнем зале.
Торжественным из парадных помещений был так называемый «Золотой кабинет», украшенный французскими гобеленами. Но состояние декора здесь оказалось худшим - из-за дырявой крыши. Пришлось частично разобрать своды в углу, сделать все заново и по образцам воспроизвести полностью декор в стиле «рококо».
Бывшая столовая, раскрыта витражными окнами (также реставрированными) и балконом на улицу, которая в свое время пострадала больше всего: был уничтожен сложный деревянный декор - высокие панели с вмонтированными в них шкафами, полками, большим камином и резными косяками. Из-за сложности финансирования стало возможным вернуть только резные косяки. Зато стены, обтянутые тканью, по цвету гармонируют с отреставрированным живописью потолком, включая герб Ханенко (как считается, работы М.Врубеля).
В помещении других лестниц найдена под позднейшими наслоениями роспись стеновых панелей под дерево, и с возвращением этой отделки объем также приобрел первоначальное гармоничное равновесие. Одновременно проводилась реставрация фасада. Здесь особо следует отметить факт возвращения на свое место лепного картуша с рельефным гербом Ханенко. Эта деталь вновь предоставила особняку признак принадлежности старинной украинской благородной семье. В 1914 г. в связи с сооружением доходного дома № 13 была осуществлена вертикальная планировка улицы Терещенковской, и затем особняк Ханенко оказался с неожиданно высоким цоколем. Тогда пришлось соорудить крыльцо с двусторонней лестницей. Одновременно арочный проезд во двор стал выше, створки ворот опустили, а отбойные каменные тумбы вдоль ворот остались неестественно высоко. Впоследствии пустое отверстие над воротами зарешетили временной вставкой, которая выглядела неуместно чужой. В ходе реставрации заново воссоздано крыльцо с теми же гранитными ступенями, но ограждение вместо не просвечивающегося и толстенного было сделано на балясинах, в очертаниях которых использована как образец балюстрада края крыши, которую также восстановили по старым фотографиям. Верхнюю часть арочного створа ворот заполнено в стилистическом и графическом единстве со створками ворот, а отбойные тумбы, которые когда-то предназначались для защиты стен от колесных матриц экипажей, сохранены и продолжены до нынешнего уровня улицы.
В ходе реставрации портал входной двери и первоначальный цоколь были расчищены от многочисленных наслоений краски, и они получили первоначальную гранитную поверхность. А новое крыльцо и новый цоколь в нижней части было умышленно облицовано полированным гранитом - в знак отличия от первоначальных.
Работы будут продолжены: планируется реставрировать флигельной дом служб (где были конюшня, каретная, лёдник, дровяник и жила прислуга) и разместить здесь фонды музея. На очереди также реставрация соседнего дома № 17, переданного для расширения музея.
Почти на каждой стройке случаются ситуации, когда строители не знают, что делать дальше из-за задержки проектной документации. На этом объекте - по Терещенковской, 15 - таких ситуаций не было. Это в значительной степени благодаря тщательной подготовке исторического обоснования проекта, которое выполнено искусствоведом М.А.Кадомской, придирчивому выполнению натурных исследований и чертежей А.Ф.Сапожниковой.
Главным исполнителем работ был коллектив Киевского городского специального научно-реставрационного проектно-производственного управления, которым руководит П.М.Семёшкин. Управление за время работ по реставрации здания Музея западного и восточного искусства изменило подчинение и название, но не изменило своего добросовестного отношения к выполняемым работам. Финансировались все работы из городского бюджета.
Сегодня, когда посетитель попадает в музей, ему может показаться, что здесь все так и было всегда, и все выглядит так естественно, что непонятно, зачем было так долго держать музей закрытым. Но, если законченная реставрация выглядит естественно и органично, если наше участие в ней незаметно, тогда цель достигнута: реставрация - это подчинение нашей деятельности замыслу автора произведения архитектуры, и наше вмешательство должно быть менее ощутимым.

И.Малакова, главный архитектор проектов института «Укрпроектреставрация»
бюллетень «Янус Нерухомiсть» № 14, июль 1998 года

19-04-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

В сентябре начинаются продажи квартир 2-й очереди мини-города Svitlo Park На середину сентября запланирован старт продаж 2-й очереди мини-города Svitlo Park. Об этом сообщил Александр Панфилов, директор по продажам мини-города. Вторая очередь включает в себя 3 дома (№4, 5, 6)...  подробнее 10.09.2019 15:24
 
На відміну від Києва, вартість житла в передмісті лишається стабільною За підсумками серпня, на відміну від суттєвого зниження вартості житла в новобудовах Києва, в передмісті столиці ціна на первинному ринку лишається стабільною. Про це нам повідомила головна експертка...  подробнее 10.09.2019 15:19
 
С начала года рост стоимости строительных материалов составил в среднем 5-6% Об этом нам сообщил управляющий партнер компании АVM Development Group Владислав Кононов. По его данным, за указанный период стоимость арматуры снизилась на 10% до 14900 грн/т. Бетон марки "П4В20"...  подробнее 05.09.2019 10:05
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010