Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

На улице Костельной.

Эта небольшая улица в центре Киева имеет давнюю гораздо более древнюю, чем ее современное название и застройка, историю, уходящую в эпоху Киевской Руси: улица уже существовала, протоптаная со здравым смыслом вдоль склона над Перевесищем - оврагом между нынешними площадью Независимости и Европейской площадью, - вдоль края огромного естественного амфитеатра, образовавшегося в незапамятные времена вокруг обширной долины, куда стекали ручьи и где стояло болото с красноречивым названием «Козье». Так, улица сбегала вдоль оборонительного вала города Ярослава, беря начало от Михайловской горы, так же, как навстречу с противоположной стороны направлялась Малоподвальная улица, которая тоже, как видно из названия, шла вдоль вала, но - от Золотых ворот. Там, где они сходились, и в долине посреди Козьего болота стояли Лядские ворота. Это название ясно указывает на давние заселения этой местности многочисленной польской общиной Киева. К этим же воротам сходились и с Ярославова города тоже древние улицы: Софиевская от Св. Софии, Малая Житомирская - название позднее, и Михайловская - от Михайловского Златоверхого монастыря. Через Лядские ворота пути вели на Печерск и дальше. Через Лядские ворота 6 декабря 1240 года орды Батыя и ворвались в Киев, и ворота были разрушены. Впоследствии их восстановили, стали называть Печерскими. На плане Киева, составленном в 1695 г. подполковником Иваном Ушаковым, обозначены деревянные Печерские ворота, по бокам - «пищали» (или аркебузы, тяжелые ружья), а на валу - «будки», за валом, около современного костела - «амбары гетманские», то есть те, которые были в ведении правительства и гетмана Ивана Мазепы. В 1740 годах вместо деревянных выстроены кирпичные Печерские ворота. Их остатки на радость историков и на удивление и недовольство «практикующих» архитекторов, всегда готовых уничтожать все старое, выявлено в 1981 г. при сооружении того неуклюжего помпезного фонтана, который киевляне так метко прозвали «рулеткой», а «практикующим» он представлялся «фонтаном Дружбы народов»...
А улица Костельная возникла в новом качестве в связи с сооружением римско-католического, первоначально доминиканского костела Св. Александра, откуда и пошло ее название. Торжественная закладка костела в память о победе над Наполеоном и в честь императора Александра I произошла в 1817 г. на месте бывшего бастиона Старокиевской крепости. Строительство продолжалось довольно долго, с перерывом, который был вызван польским восстанием 1831 г. Первоначальный проект, составленный в Петербурге, успел потеряться и поэтому костел был завершен уже по чертежам профессора университета Св.Владимира Франца Ивановича Меховича. Так, освящение состоялось через двадцать пять лет после закладки - 1842 год.

Александровский костел - первый крупный католический храм в Киеве.
Фото с сайта www.kievtown.net
Архитектура Александровского костела всегда воспринималась достаточно критически через заметное несоответствие пропорций отдельных частей при общем композиционном единстве. Если раньше, когда публика разбиралась в таких вещах, на это сильно обращали внимание, то сегодня это уже мало кому бросается в глаза. Ведь новым поколениям, воспитанным на «коробках» индустриального производства, расставленных по никому непонятным принципам на просторах «массивов», старый Александровский костел, с его колоннадой тосканского ордера уже воспринимается как вершина зодчества. Впрочем, современники отмечали и хорошо выбранное место для костела, широкие лестницы и чугунные фонари, и замечательный просторный и светлый интерьер, росписи и интересную историю постройки: местные магнаты-католики собрали средства на строительство, считая по 25 копеек за каждого своего крепостного.
В советское время памятник претерпел немало обид, храм был в 1937 г. закрыт, перепланирован под общежитие, а с 1952 г. здесь действовал планетарий. Во времена новых надежд, в октябре 1990 г. костел возвращен римско-католической общине, которая энергично, с любовью и преданностью обновила свой храм. Летом 1993 г., у паперти установлен памятный крест, изготовленный в Польше в художественно доказанных формах из нержавеющей стали. На старой польской людвисарне был отлит бронзовый колокол с девизом на латыни: «Всегда верен». Он подвешен на колокольный ферме посредине креста, а вокруг - бронзовыми буквами: «Вера, Надежда, Любовь. 1993». Ниже «Память жертвам за Веру и Отечество. 1917-1991». Какие выразительные даты.
Одновременно с возведением костела рядом был построен просторный жилой дом на два этажа для костельной причты - так называемую плебанию. За ней раскинулся хорошо ухоженный сад, откуда открывались волшебные киевские пейзажи. Перед костелом возвышались традиционно киевские пирамидальные тополя. Именно так изображали этот уголок Т.Шевченко, М.Сажин, В.Тимм, Н.Орда. К сожалению, тополя теперь здесь не сажают, хоть на узкой улице они значительно уместнее, чем деревья с раскидистыми кронами.
Собственно, улица Костельная получила такое название где-то в 1838 г., когда от небольшой площади перед костепом был проложен спуск к Козьему болоту. Первые каменные дома появились на улице уже после плебании, только в начале 1870-х гг., тоже сначала со стороны Козьего болота - Крещатицкой площади. В первоначальном виде они не сохранились. Нумерация раньше шла здесь как положено, от Днепра, то есть от Трехсвятительской улицы, и только относительно недавно ее изменили в противоположном направлении.
Первый многоэтажный доходный дом под № 4 был построен в 1877 г. по проекту архитектора А.Шиле, а фасад декорирован в духе неоренессанса. В таком же стиле оформлен и интересный каменный дом, построенный в 1890-х гг, с противоположной стороны, на углу Трехсвятительской улицы, 5 - для киевского купца 1 гильдии Давида Трахтенберга, отца известного архитектора начала XX в. Дальнейшая высотная застройка Костельной улицы сдерживалась неудобным слишком стремительным рельефом. И вот в 1910 г. инженер путей сообщения В.Я.Демченко, домовладелец, председатель Киевской уездной земской управы и вообще лицо в Киеве очень известное в те времена, составил проект планировочных работ по уменьшению уклона улицы. Расходы в размере 4000 руб. покрыли домовладельцы Костельной и причт костела. Став после этого удобнее, Костельная привлекла внимание строительных подрядчиков, и в ходе второй так называемой киевской «строительной лихорадки» здесь появились сразу несколько новых многоэтажных доходных комфортабельных домов с лифтами, центральным отоплением и «барскими» квартирами.

Городская Дума на Думской площади в Киеве, конец XIX века.
Фото с сайта www.oldkyiv.org.ua
Тогда же новый владелец усадьбы № 3-5 присяжный поверенный Г.Н.Цельтнер справедливо учел конъюнктуру времени и надстроил еще крепкие каменные дома, построенные еще в 1870-х гг., двумя этажами. Фасады обоих, теперь уже пятиэтажных, великанов были поштукатурены и украшены декоративными элементами стиля ампир, который так нравился заказчикам тогда, в 1913 г., когда вновь обратились к историческому стилю столетней давности. Владельцем этих домов в 1914-18 гг. был известный Киевский купец 1-й гильдии Я.Н.Каплер, отец не менее известного впоследствии кинодраматурга Алексея Каплера (1903-1979), автора киноленинианы и мужа Светланы Сталиной. Яков Каплер держал магазин мужской одеждой в малом пассаже на Крещатике, 34, был председателем правления Киевского первого еврейского сберегательно-залогового общества.
Как подают те же адресные справочники в начале XX в., на Костельной размещались ресторан О.Приходько, четыре мастерские мужских портных Н.Горнера, Ю.Переплетчикова и С.Шипинга и дамской портнихи мадемуазель Дера, а также редакция польского еженедельника «Народ Божий».
Польское присутствие в этом углу Киева, и у древних Лядских ворот и римско-католического костела, обычно называемого раньше «польским» выражалось еще и в наличии Киевского отделения «Коммерческого банка в Варшаве», которое разместилось рядом, на Думской площади, 4.
А на Костельной, 7, в усадьбе, принадлежавшей А.Л.Козеровскому, в 1913 г. был построен один из лучших в Киеве домов в стиле модерн. На его фасаде декор представлен крупными и выразительными формами. Боковую арку проезда во двор обрамляют горельефные фигуры атлантов, что будто вырастают из излучин акантовых листьев, которые продлены в ограждении балкона. Парадный вход акцентирован длинным «глухим парапетом, опирающимся на тяжелые консоли, давая, в свою очередь, опору смело скомпонованной группе из трех крепких атлантов. Играя мышцами, они держат куб с вазой, а на кубе римскими цифрами выбито дату сооружения MDCCCCXIII. Сохранился над аркой и автограф в бетоне - скульптора Федоpa Соколова. К сожалению, утрачены в ходе капитального ремонта не только декор интерьеров этого интересного дома, но и заполнения окон, парадные двери, остатки художественной работы кованых створок ворот.
Подобная судьба постигла при ремонте и соседний дом № 9, построенный «на паях» в 1914-15 гг. Обществом квартировладельцев. Здесь стиль модерн позаимствовал элементы стиля готика: треугольный щипец с «розой», маскароны, орнаментальные вставки с птицей сирин т.д.. Частично сохранился декор в вестибюле, на лестнице, но это просто жалкие воспоминания о прошлом, о былой благородной красоте. Ведь дом горел осенью 1943 г., подожженный немцами, бежавшими из Киева. В этом же доме, в бывшей квартире № 6 в 1924-25 гг. жил у своего дяди, бывшего преподавателя истории частной гимназии Стельмашенко - Ю.Н.Москаленко, будущий академик, генеральный конструктор первых искусственных спутников Земли и космических кораблей С.П.Королев - тогда еще студент КПИ, который в тогдашней студенческой анкете указал национальность: украинец.
Этот нарядный дом и до сих пор поражает тщательно продуманным использованием территории застройки на достаточно тесной усадьбе. Во дворе, заставленном теперь частными гаражами, бросается в глаза артистично разработанный маленький фасад служебного сооружения, где так ощутима рука настоящего архитектора. К сожалению, в начале века в этом разбирались лучше.

Мужская гимназия Н.А.Стельмашенко на углу Большой Владимирской и Прорезной улиц в Киеве (1905 год).
Фото с сайта www.oldkyiv.org.ua
Не менее совершенно спроектирован и мастерски построенный в 1910-х гг. тоже доходный дом на Костельной, 8, принадлежавший сахаропромышленнику Е.А.Манову. Здесь соединилось рационалистическое планирование, свойственное позднему модерну, с такими же присущими ему декоративными украшениями в духе ампир, и характерный киевский прием - любование красотой открытой кладки из желтого киевского кирпича, с тщательно расшитыми швами. Так, цвет кирпича, его фактура считались достойными восхищения, были достоинством здания. Этот дом должен был вызывать восхищение также и совершенством инженерного решения: он поставлен на крутом склоне древних оборонительных валов, и перепад высот крошечного дворика и соседних дворов с Крещатика использованы целесообразно и разумно. За подпорной стеной скрыты двухъярусные подвалы - для угля котельной и для дров жителей: ведь на кухнях тогда стояли не газовые, а дровяные печи. Этот дом тоже имеет историческую ценность: здесь в разное время жили поэт Василий Чумак (1901-1919) и композитор Игорь Шамо (1925-1982).
Перед первой мировой войной на Костельной содержались также лавочки, где торговали бакалеей, молочными продуктами, весами, красками, иконами, а на углу Думской площади была столовая «Афины».
В 1934 г., когда столица УССР переехала из Харькова в Киев, улицу Костельную переименовали в улицу Челюскинцев. Это была громкая эпопея, какой из чисто политических соображений на дали невиданного пропагандистского размаха. Вся страна следила за дрейфом парохода «Челюскин», скованного в октябре 1933 г. льдом вблизи Берингова пролива. В феврале 1934 г. пароход погиб в ледяном плену, а экспедицию, возглавляемую академиком О.Ю.Шмидтом, и экипаж судна спасли самолетами, пилоты которых тогда же стали первыми Героями Советского Союза. Но на фоне общих проблем, которые переживала обескровленная искусственным голодомором Украина, этими «челюскинцами» пытались отвлекать внимание народа, - прием хорошо известен, точно рассчитанный на слабость человеческой памяти... Вот и улицу переименовали под шум пропаганды. Только в 1992 г. она вновь получила историческое название - Костельная.
На Костельной осталось упоминание и об известных архитекторах советской эпохи. Один из лучших жилых домов, построенных в Киеве 20-х гг. в распространенном тогда в Европе стиле конструктивизм, является пятисекционный, рационалистически спланированный дом № 6. Его построили в 1927 г. по проекту архитектора Н.В.Холостенко для жилищно-строительного кооператива «Сяйво». Архитектор умело использовал сложный рельеф и план усадьбы, логично замкнув ломаную линию застройки квартала, а планирование помещений учитывало реалии уже другого, советского быта. Тогда еще качественный киевский кирпич стал выразительным художественным средством отделки фасадов в сочетании с гнутым и профильным металлом.
Совсем иначе решена структура двухсекционного семи-восьмиэтажного здания бывшего Укрмясотреста на Костельной, 10. Он построен для работников треста в 1935 г. по проекту архитектора М.И.Гречины, и времена «социалистического Киева» отразились сполна. Тогда уже было отвергнуто как ложные достижения рационалистического конструктивизма, а вместо «творчески использовалось классическое наследие». Вот и прислонили к фасаду приставные колонны большого ордера, которые держат фигуры почему-то двух рабочих и двух крестьян, - вероятно, как производителей мяса и потребителей мяса. Такую идеологическую предупредительность автора даже тогдашняя критика встретила язвительным удивлением. А чрезмерная «экономия» материалов привела к такому наклону здания, возведенного тоже на крутом склоне древних валов, что корпус пришлось брать в стальные стяжки. Немало и других просчетов, вызванных потерей специалистов и настоящих мастеров ...

Здание Верховной Рады Украины - одно из лучших архитектурных сооружений советского периода.
Фото с сайта www.mesta.kiev.ua
На месте костельного сада в 1937 г. построен по проекту архитектора В.И.Заболотного жилой дом Академии наук. Автор, известный зданием Верховной Рады, здесь еще применил приемы позднего конструктивизма, удачно учел возможности места. Но интересное сооружение осталось с фасадами без отделки, а сад почти уничтожен.
После войны испорчена надстройкой и бывшая костельная плебания, которая также окрашенна в мерзкий, абсолютно не киевский зеленый цвет.
Новая, современная эпоха, когда и на Костельную улицу двинулась предприимчивость и приватизация, внесла заметные изменения: подвальные помещения стали активно использовать под разнообразные магазины, художественные салоны, балконы превратились в застекленные веранды, срезаны тополя с омелой т.д...
Итак, посетите Костельную - ее фасады наглядно свидетельствуют историю застройки Киева XIX-XX веков.

Д. Малаков, Музей истории Киева
бюллетень «Янус Нерухомiсть» № 5, март 1998 года

15-02-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Артема, 46 (бывшая Львовская, 44). Этот двухэтажный, с полукруглой террасой-верандой в центре фасада особняк стоит необычно свободно среди остальной плотной застройки соседних кварталов, высоко поднятый над уровнем улицы и отнесенный дальше от «красной линии». История этой усадьбы...  подробнее 17.09.2013 11:18
 
Особняк на Павловской, 9. Это одноэтажное с подвалом каменное сооружение, вероятно, в начале 90-х гг. XIX в. и принадлежало почетному гражданину Василию Яковлевичу Удовенко /1853-1908/. В архивном деле Киевского общества взаимного кредита есть описание дома, составленное в 1892...  подробнее 11.09.2013 16:18
 
Инженер Николай Максимович. Проектированием и строительством большинства зданий в старом Киеве занимались воспитанники двух специализированных вузов: Императорской Академии художеств в Петербурге и Петербургского института гражданских инженеров . Но по тогдашнему законодательству...  подробнее 09.09.2013 13:27
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010